Пасхальные яйца Фаберже, так называемая коллекция
“Императорские сокровища Фаберже” – это грандиозный проект серии пасхальных яиц, выполнявшийся для двух российских императоров.
Пасха до революции была любимым праздником людей России, так как совпадала с приходом весны, тепла и пробуждением природы.
В конце XIX столетия Пасха приобрела универсальное значение: образовалась целая отрасль прикладного искусства, занимавшаяся выпуском пасхальной продукции. Пасхальные яйца производились в огромном количестве, и изготовлялись они из самых разных материалов - стекла, фарфора, дерева, различных поделочных материалов, камней, и цветов.
Царь Александр III дарил пасхальные яйца Фаберже своей жене Марии Федоровне,
царь Николай II преподносил в качестве подарков своей матери, и жене Александре Федоровне. Предположительно, что императоры дарили пасхальные яйца, произведенные Фаберже и другим членам царской семьи. В настоящее время известно только 42 сохранившихся шедевров Фаберже.
Заказ, по которому Фаберже делал яйца для царя, содержал выполнение трех условий: яйцеобразная форма; сюрприз, содержащий связь с каким-либо событием царской семьи и третье условие - чтобы произведение не имело повтора.
Таким образом, эти пасхальные подарки были созданы украшенными царскими монограммами или датами, на некоторых имелись миниатюрные портреты детей и самого императора или изображения царских резиденций,
два из них содержали в себе модели кораблей,
на которых плавал последний русский император.
Яйцо торжественно преподносилось царю либо самим Карлом Фаберже, либо его сыном Евгением и неизменно встречалось с большим восторгом, так как при этом все могли увидеть сюрприз, скрытый в подарке.
Пожалуй, самым знаменитым “сюрпризом” является коронационная карета из пасхального яйца “Коронационное” - миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма (8см), сделанный из золота и эмали - точная копия кареты, которая использовалась при коронации Николая II и его жены 1896 г.
“Занавески” выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа.
Выполненное в лучших традициях Фаберже пасхальное яйцо “Великий Сибирский путь” и его “сюрприз” входят в число тех произведений искусства, что радуют глаз, пленяют воображение и греют душу.